Страница психолога

Психологическая служба техникума

Педагог–психолог: Павлова Ольга Ивановна

Режим работы психологической службы

 

 

Психологическая помощь в личностном развитии студента

 

Павлова О. И.

Уважаемые студенты! Социально-психологическая служба является одним из структурных подразделений, созданная для оказания комплексной психологической, педагогической и социальной помощи студентам, консультативной помощи всем участникам учебного процесса: администрации, педагогам, родителям по вопросам воспитания, обучения и развития студентов. Она содействует охране прав личности и гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.

Социально-психологическая служба предназначена для координации усилий специалистов образовательного учреждения в обеспечении прогрессивного психического развития студентов, развития их способностей, склонностей, профилактике возможных отклонений в процессе получения образования.

Работа социально-психологической службы строится на трех аспектах:

  • Научный – служба является теоретико-прикладным направлением возрастной психологии, изучающим закономерности формирования личности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки, а также применение определенных способов, средств и методов воздействия для целенаправленного формирования необходимых специалисту качеств, сообщения ему социально-психологических знаний.
  • Прикладной – психологическое обеспечение процесса обучения, подготовки специалиста, организации воспитательного процесса, включая и рекомендации по составлению учебных программ, планов, созданию методических разработок, использованию дидактического материала.
  • Практический – непосредственная работа психолога со студентами, преподавателями, родителями по решению конкретных проблем, применение профессионально грамотно известных и апробированных социальных и психологических методик исследования с учетом специфики учебного заведения, контингента студентов в образовательном учреждении.

Деятельность социально-психологической службы строится на строгом соблюдении Закона Российской Федерации «Об образовании», других международных и российских актов по обеспечению прав студентов, нормативными документами, регулирующими вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

Психологическое сопровождение студентов осуществляется в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; преодоления трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях. Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности были выделены три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. Трансформировать модель адаптивного поведения в модель профессионального развития личности возможно с помощью психологического сопровождения, которое предполагает помощь в преобразовании мотивационной, интеллектуальной, аффективной и поведенческой структур личности.

Психологическое сопровождение — это социально-психологическая работа, проводимая психологической службой, направленная на активизацию личностных и социальных ресурсов, развитие адаптационного потенциала личности студентов на протяжении всего обучения.

 Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности.

Многие ситуации учебной деятельности становятся неразрешимыми для студентов в силу истощенности личностных ресурсов и адаптационных возможностей.

На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Цели психологического сопровождения:

  • создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;
  • научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
  • формирование социальной адаптации студентов.

Таким образом, создание психологической службы представляется значимым и необходимым условием для развития, саморазвития и самореализации личности. Сущность психологического сопровождения студентов заключается в оказании помощи, поддержки в принятии решения студентом в сложных жизненных ситуациях. Решение поставленных задач осуществляется психологической службой через основные направления психологической поддержки студентов:

  • психологическую поддержку процесса адаптации студентов в учебно-профессиональной деятельности;
  • психологическую поддержку процесса формирования профессиональной направленности и образа профессии;
  • психологическую поддержку профессионального и личностного развития.

Формами реализации психологической поддержки и помощи студентам выступают тренинговые  группы, взаимодействие в которых направлено на решение типичных проблем молодых людей, среди которых: адаптация к новой образовательной среде; преодоление субъективных и объективных трудностей в образовательном процессе.

В результате взаимодействия в этих группах формируется психологическая культура, педагогическая направленность, готовность принимать ответственность за профессиональное и личностное развитие, способность к осознанному адекватному поведению, эмоциональная гибкость, способность сохранять психологическое здоровье.

Итак, профессиональное развитие студентов будет более эффективным, если в рамках деятельности психологической службы будет реализована программа психологического сопровождения, направленная на повышение адаптационных возможностей личности, развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной гибкости, креативности в процессе решения профессиональных задач, навыков саморегуляции эмоционально-волевой сферы.

          Дорогие студенты, здесь для вас собраны все телефоны доверия по Чувашской Республике, в том числе телефоны доверия психологических служб. Телефон психологического сопровождения ЧКТ (также телефон доверия ЧКТ): +7(961)970-82-02

Рекомендациипо преодолению стресса при подготовке и сдаче экзаменов